Зарплата.... Это слово будоражит умы фактически всей работоспособной части населения во всех уголках мира, определяя её жизнь и уклад. Именно она в 80 случаях из 100 толкает работников покинуть насиженное место ради большей выгоды. Именно зарплата – главный мотиватор всех сотрудников, независимо от должности и социального статуса, и отсутствие конкурентной оплаты не сможет перекрыть даже самая лучшая мотивационная система. В нашу повседневную жизнь прочно вошло крылатое выражение: «Кадры решают всё». Серьезные компании со всей ответственностью подходят к вопросу подбора персонала, от которого зависит их успех и процветание. Это и адекватная оплата за работу, месторасположение, условия труда (комфортность помещения и рабочего места, наличие всего необходимого для работы), коллектив, возможность карьерного и профессионального роста. Но как предложить своим сотрудникам оправданный денежный пакет, который соответствует реалиям рынка? В этой дилемме серьёзным помощником руководителю может стать регулярный обзор заработных плат, который позволит компании предлагать сотрудникам конкурентоспособные условия оплаты труда. Тем самым предотвращается утечка кадров из компании, привлекаются действительно сильные профессионалы. Существует два способа получения необходимой информации о компенсационном пакете: обзор зарплат может быть подготовлен силами как штатного менеджера по персоналу, так и кадровым агентством (многие КА предоставляют такую услугу). У первого и второго варианта есть плюсы и минусы. С одной стороны, собственный кадровик хорошо знает специфику той отрасли, в которой она работает на данный момент: ему приходится общаться с кандидатами, пришедшими из смежных или конкурирующих организаций. Небольшой фирме, специализирующейся на чем-то одном, будет интересен именно такой вариант мониторинга зарплат. При беглом взгляде на вакансии, размещаемые компаниями, среди обязанностей менеджера по персоналу можно найти и мониторинг заработных плат. Однако средним и крупным компаниям, охватывающим более одного сегмента рынка, более интересны обзоры, выполненные агентствами по подбору персонала. В чём их преимущество? Поскольку агентства (за исключением узкоспециализированных) сотрудничают с клиентами из самых разных сфер, они обладают наиболее полной информацией о состоянии современного рынка труда. В отличие от штатного кадровика, в кадровых агентствах обычно подобными исследованиями занимается отдельный специалист, что значительно экономит время и качество выполнения заказа. Достоверность результатов в обзоре достигается за счет подтверждения сведений, полученных из одного источника, информацией, полученной из альтернативных источников, а также косвенными способами. Отчёт предоставляется в виде утвержденной формы, которую компания предоставляет сама, но чаще корректируется форма, имеющаяся в агентстве. Самый распространённый вариант содержит такие данные, как минимальная, средняя и максимальная оплата труда конкретного специалиста, однако по желанию работодателя могут быть внесены дополнительные параметры. Стоимость и сроки определяются после получения от компании-заказчика конкретной информации по запросу и зависят от величины выборки предприятий, от количества интересующих вакансий, от сложности доступа к интересующей информации (закрытость информации). Немаловажным на предварительном этапе работы является максимально подробное описание должности работников, с указанием функциональных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований. Часто трезвый взгляд на собственную компенсационную политику помогает вовремя предотвратить кризис, утечку квалифицированных кадров в более конкурентоспособные организации. Было бы ошибочным мнение, будто обзор заработных плат интересен исключительно работодателям. Не менее интересен он (если не более) и для обычных работников, желающих ориентироваться в реалиях рынка труда. Часто, общаясь со знакомыми, можно услышать вопрос: «Как думаешь, какая максимальная зарплата у инженера КИПиА?», или «Реально ли найти зарплату в 35 тысяч рублей по моей специальности?». Эти вопросы прямо указывают на существующий спрос людей на информацию о зарплатах по своим специальностям, с одной стороны, и нехватку этих данных, недоступность источников подобной информации, с другой. Лишь отдельные кадровые агентства раскрывают информацию о зарплатах, но, помимо платности, она, чаще всего, устарела на момент публикации. Впрочем, москвичи, петербуржцы имеют возможность «держать руку на пульсе», просматривая соответствующие разделы на популярных российских ресурсах о работе. Поэтому имеет смысл определенная популяризация мониторинга зарплат и среди линейных сотрудников. Необходимо учесть и еще один момент, отражающий состояние денежного вопроса на уровне среднестатистического региона. Например, в Рязани предприятий, предлагающих конкурентную зарплату, не так много; руководство знает, каков уровень оплаты у конкурентов, и держат их примерно на одном уровне, при котором переход с одного места работы на другое имеет небольшой смысл. Ко всему прочему, многие до сих пор остаются при мнении, что незаменимым людей нет, и лучше вложит лишние деньги в развитие бизнеса, чем потратит их на повышение зарплаты, где отдача неочевидна. Очевидны отголоски той психологии, при которой главное – это техника («умри, но сохрани»), а человеческий ресурс бесконечен. Тем не менее, подобное отношение к персоналу уже сейчас дает свои «плоды»: с приходом на рынок крупных московских, иностранных предприятий, лучшие кадры устремляются именно туда, и те организации, которые не успеют подхватить тенденцию, в конце-концов окажутся вне конкурентного поля.
|