Сухим языком, корпоративная идеология – это принципы жизнедеятельности компании, которые разделяют все или большинство её сотрудников. Суть идеологии — в её корпоративной концепции, которая включает в себя оформленную миссию и ценности организации, корпоративный кодекс. Отношение к данному инструменту работы с персоналом в нашей стране довольно неоднозначно. С одной стороны, многие крупные компании одним из факторов своей успешности отмечают четко функционирующие элементы корпоративной идеологии; с другой стороны, немало сторонников мысли, что рамки корпоративной культуры душат творческое начало, загоняют действия сотрудников под определенные рамки, и вообще, все это – формализм чистой воды, новомодное течение, пришедшее к нам с Запада. Можно выделить организованную и спонтанную корпоративную культуру. К организованной мы можем отнести те мероприятия и правила, которые формируются или сформировались посредством деятельности специализированных служб (высший менеджмент, отдел персонала, служба внутреннего пиара и т.д.). Спонтанная корпоративная идеология возникает под влиянием самих сотрудников, неформальных лидеров фирмы. Такая идеология, безусловно, полезна для российских компаний, потому что сотрудники нуждаются в дополнительном стимулировании. Признание очень важно для подавляющего большинства людей, оно, зачастую, значит больше, чем материальное поощрение. Особенно актуально это для тех бизнесах, где уровень оплаты довольно высок и её колебания не являются критичными для сотрудников. Именно в подобных случаях стимулом к эффективной работе, и осознанию принадлежности к команде является четкая система ценностей, связанных с профессиональной деятельностью в конкретной компании. Однако стоит помнить, что корпоративная идеология как элемент мотивационной программы, не должна вступать в противоречие с другими её элементами. Так, систематическая невыплата зарплаты в одночасье разрушит любую, самую продуманную работу над корпоративной идеологией. В то же время, если смысл работы лишь в материальной составляющей, то она мало интересна; такая работа становится формальностью. Наличие смысла в работе – гарантия душевного отношения к делу. Работать без идеологии можно, но серьезные достижения – невозможны. Корпоративные ценности станут эффективным инструментом управления лишь в том случае, когда они не носят характер директивы, навязывания сверху. Главное – органично вписать нововведения в уже существующую структуру организации (главным образом, это касается тех компаний, где изначально не было корпоративной идеологии). Одним из элементов корпоративной идеологии являются различные мероприятия, такие как день рождения фирмы, празднование различных календарных праздников, выезды на природу отделом или офисом. Важно, чтобы событие не являлось методом тотального контроля, аналогом «Большого брата», который следит за всеми. Например, примером подобного перегиба является принудительное посещение корпоративного праздника, со штрафными санкциями за «прогул». Подобные меры не только не укрепляют, но вызывают негативное отношение к руководителям, поскольку основная цель корпоративных праздников, все-таки, отдых, неформальное общение между сотрудниками. Таким образом, можно сказать, что корпоративная идеология – всего лишь один из инструментов программ мотивации, работающий в комплексе с другими.