Леш Дитер Проблемы принятия рыночной экономики населением России в трансформационном периоде.
1. Введение Любая хозяйственная система лучше работает, если ее принимают, т.е., когда у населения положительное отношение к институциональным структурам (правилам, действующим в данной экономической системе), к определяющимся ими формам поведения (например, стремление к прибыли), а также к вытекающим из них результатам (например, разница в доходах). Это в особой мере относится к демократическим общественным системам, так как в демократических системах хозяйственная политика в большей мере зависит от общественного мнения, чем в тоталитарных системах. Россия решила ввести рыночную экономику. В отличие от других бывших социалистических стран в России пока еще не в полном объеме достигли этой цели. Хотя российская хозяйственная система и носит уже черты рыночной экономики, все же по сравнению с западными рыночными системами сохранились существенные структурные и функциональные недостатки. Эти недостатки являются результатом не достаточно последовательной трансформационной политики, в ходе которой хоть и были приняты решения о проведении радикальных реформ, однако, эти решения потом не осуществлялись. Из-за этого возникла опасность, что политические ошибки могут привести к ослаблению первоначальной поддержки политики реформ, что в свою очередь может вызвать новые ошибки. Для устранения такой опасности необходимо достичь улучшения принятия рыночной экономики населением. В дальнейшем речь пойдет о трудностях на пути к достижению этой цели. Я буду говорить о четырех пунктах: 1. Сначала я назову факторы, определяющие принятие любой экономической системы 2. Потом я расскажу о том, по каким причинам и в западных странах возникают затруднения при достижении широкой поддержки рыночной экономики, ведь и в Германии масса населения скорее толерирует рыночную экономику, чем ее любит. 3. В третьем пункте я обращусь к проблеме, о которой я как немец возможно менее компетентен говорить, чем Вы, почему я и особенно заинтересован в том, чтобы услышать Ваше мнение, а именно к вопросу, есть ли специфические российские препятствия для принятия рыночной экономики, такие, которые обусловлены российской историей, культурой или ментальностью. В заключение я попытаюсь назвать шансы и возможности для продвижения принятия рыночной экономики в России, которые, правда, существуют только в ограниченном объеме, из-за чего их тем решительнее надо использовать. 3. Факторы, влияющие на принятие хозяйственной системы 1. Определение Модно сегодня в (немецком) понятие “Akzeptanz”, примерно соответствующее русскому “принятие”, используется для обозначения положительного или хотя бы толерирующего отношения общественности страны к осуществлению политических целей. Следовательно, мы говорим о принятии рыночной экономики в том случае, если большинство населения положительно настроено к этой хозяйственной системе. Различаются количественный и качественный аспекты этого положительного отношения, а именно: процентная доля населения с положительным отношением и степень положительного отношения - от “нехотя” до “с восторгом”. 2. Определяющие факторы (см. рисунок) В дальнейшем обсуждается вопрос, от каких факторов зависит принятие хозяйственной системы. В частности это: Результаты: Отношение будет тем положительнее, чем выше уровень жизни, который она обеспечивает. Важным фактором для принятия считают, однако, и такие сопровождающие производство благосостояния явления как социальный покой, равенство, социальную обеспеченность. Таким образом, к результатам относятся экономические результаты и сопровождающие их социальные явления. Проблема здесь заключается в том, что существует целевой конфликт между эффективностью хозяйственной системы и социальными условиями. Кроме того, субъективное восприятие и объективные результаты экономической системы могут отличаться друг от друга. Значительную роль играют и субъективные оценки: одним намного важнее высокий уровень жизни, чем социальное равенство, у других это как раз наоборот. Таким образом, на восприятие и оценку результатов влияют как познавательные, так и аффективные, эмоциональные факторы. Т.е., важными факторами, определяющими принятие, являются знания и эмоции. Исходя из этого, можно различать следующие детерминанты для принятия экономической системы: 1. Результаты существующей хозяйственной системы. 2. Имеющиеся положительные знания об экономической системе: о причинно-следственных связях, о целевых конфликтах, об альтернативных возможностях для действий. 3. Действующие или доминирующие в обществе эмоциональные оценки, которые определяются культурой страны, а также утопическими и идеологическими представлениями, ценностными представлениями и интересами. 3. Общие проблемы принятия рыночной экономики 1. Трудности в восприятии и понимании - когнитивный уровень И на Западе есть экономисты, которые скептически настроены к учению о рыночной экономике. Причина заключается в том, что так называемая теория порядка, с помощью которой пытаются доказать оптимальную эффективность рыночной экономической системы, опирается на упрощенные модели, из-за чего возникают затруднения при ее точном научном обосновании. Еще большие сомнения относительно учения о рыночной экономике возникают из-за того, что, по мнению населения очевидны противоречия между научно-популярным учением о рыночной экономике и ее результатами. Так, например, доктрина утверждает, что в тенденции рыночная экономика обеспечивает полную занятость населения, когда на практике почти во всех странах с рыночной экономикой наблюдается высокий уровень безработицы. Или: В доктрине говорится о распределении доходов по труду, что, как кажется многим, стоит в противоречии с весьма неравным распределением доходов, а тем более с тем, что получают доход и без собственной трудовой деятельности. Или: Свободная торговля и глобализация по рыночной доктрине обеспечивает возрастающее благосостояние, опыт людей в странах с рыночной экономикой показывает, что растет опасность лишения рабочего места. 2. Проблема имиджа рыночной экономики - аффективный уровень Лауреат Нобелевской премии Гаек выдвинут тезис, что “система норм, система морали, которая позволяла жить в маленьких группах, в которых каждый знал каждого, и которая была адекватна этой жизни, имеет глубокие корни еще и в эмоциях современного человека”. Т.е. Гаек придерживается мнения, что коллективистские чаяния населения как бы генетически обусловлены. И в абстрактном массовом обществе современного государства доминирует действующая в подсознании тоска по гармонии и защищенности в малой группе. Поэтому и неудивительно, что рыночная экономика, которая базируется на соревновании, т.е., опирается на конкуренцию и создает неравенство, с эмоциональной точки зрения отвергается, а социалистические цели оцениваются высоко. И на западе рыночная экономика часто отвергается из-за того, что она якобы сопровождается “социальным холодом” и вызывает “агрессивное, жесткое, антисоциальное поведение” людей. Из-за этого очень сложно мобилизовать у людей положительные эмоции к рыночной экономике. Пытаются это делать, прибегая к аргументам, что она обеспечивает свободу и является предпосылкой для демократии. Но, очевидно, люди не особенно высоко оценивают свободу, когда они ее имеют. Кроме того, демократия страдает той же болезнью, как и рыночная экономика: она опирается на соревнование, на споры и политические разногласия, а не на гармонию. 3. Дилемма равенства и эффективности - нормативный уровень Для продвижения принятия рыночной экономики была разработана концепция социальной рыночной экономики. В связи с этой концепцией важную роль играет уже упомянутый конфликт между эффективностью и социальными целями. Чем больше социальных элементов включается в рыночную экономику, тем больше растет опасность ухудшения ее результатов в области обеспечения благосостояния. Это представляет угрозу согласия с рыночной экономикой. Но слишком маленькая доля социальных элементов тоже может отрицательно повлиять на ее принятие. Значит. Если хозяйственная политика хочет создать оптимальные предпосылки для принятия рыночной экономики, ей нельзя делать уклон ни в одну, ни в другую сторону, т.е., она должна быть не слишком социальной. Но и не слишком либеральной. 4. Существуют ли специфические российские барьеры? Проблемы принятия рыночной экономики, о которых речь шла в предыдущей главе, в принципе везде существуют. Что касается России, то многие - не в последнюю очередь многие русские - считают и утверждают, что эта огромная страна неспособная на введение рыночной экономики. Для подтверждения этого тезиса приводят три аргумента: 1. В России родился социализм, и страна в течение 70 лет находилась под властью коммунистов. 2. Россия еще до Первой мировой войны отставала в процессе модернизации от Западной Европы и Америки. 3. Россия из-за ментальности населения, влияния православной церкви и не проведенного вследствие этого просвещения, а также из-за сильного азиатского влияния, не принадлежит к западноевропейской культуре, которая осуществила рыночную экономику )и демократию). Следует, однако, различать вопросы, имеет ли страна менее выгодные предпосылки для внедрения и успешного осуществления рыночной экономики, и затронутым здесь вопросом, существуют ли особенно сложные проблемы в области принятия рыночной экономики. Конечно, было бы интересно изучать вопрос, имеет ли Россия предпосылки для того, чтобы рыночная экономика также эффективно работала, как в Германии или в Италии. Но меня интересует вопрос, есть ли причина предполагать, что в России сложнее достичь широкого согласия с рыночной экономикой. Если бы нам пришлось дать положительный ответ на этот вопрос, то введение и работоспособность рыночной экономики в России находилась бы под угрозой. Таким образом, следует изучать вопрос, какие специфические российские особенности могли бы в необычайно большой мере отрицательно влиять на принятие рыночной экономики в России. 1. Социалистическая экономическая наука Первый вопрос: В состоянии ли российская экономическая наука, которая в течение нескольких десятилетий находилась под определенным влиянием марксистско-ленинской политической экономии, в полном объеме и на широкой базе осознать неоклассическую порядковую теорию. Достаточное ли в России число экономистов. Которые могут давать политикам необходимые рекомендации при введении рыночной экономики, и которые умеют в объективной и реалистической форме объяснять широким массам населения принципы функционирования рыночной экономики и возникающие при этом функционировании проблемы. Последнее нам кажется особенно важным, так как политическая экономия капитализма, которую десятилетиями преподавали в школах и университетах, рисовала искаженную картину рыночной экономики, породившую предвзятое отношение к этой системе, которое трудно будет искоренить. Тот факт. Что современная российская элита в большинстве случаев приобрела свое богатство не за счет собственного труда на благо общества (т.е., на удовлетворение спроса рынка), а благодаря старым связям или даже путем преступных действий, широкими массами населения скорее всего рассматривается как подтверждение предвзятого отношения. Не будет ли из-за этого любая попытка “социального маркетинга” для пропаганды рыночной экономики рассматриваться, как стремление навязывать эту идею с противоположными политической экономии знаками. 2. Социалистические ценностные представления Второй вопрос: Сильнее ли привлекательность социалистических целей, результирующая из прирожденного стремления человека к гармонии, в России после семидесяти лет социализма, чем в западных странах с рыночной экономикой, и не вызывает ли это еще большие препятствия для принятия рыночной экономики. Существует ли из-за этого опасность, что экономическая политика России придаст социальным целям такое приоритетное значение, что цель эффективности - повышение благосостояния - будет не осуществима? 3. Аффективное сопротивление, обусловленное культурой Другая проблема заключается в том, что в России могут существовать специфические барьеры для принятия рыночной экономики, результирующие из сферы культуры. Существуют ли в России на уровне ниже рациональных целевых или ценностных представлений в эмоциональной области людей и общества факторы, осложняющие в особой мере принятие рыночной экономики в этой стране? Это мнение обосновывается различными аргументами: в России, мол, с одной стороны, считают модным обманывать государство и использовать его, с другой стороны, ставят ему в вину личные неудачи и ошибки и рассматривают его как единственно ответственным за общее благосостояние и социальную обеспеченность. Отдельный человек чувствует себя беспомощным перед предопределенным ходом истории. Он не верит, что он может существенным образом повлиять на события в мире или хотя бы на положение в собственной стране. Свободу рассматривают только в отрицательном смысле как независимость от государства, а не свободу делать что-либо, оказывать влияние, брать судьбу в собственные руки, контролировать государство. Российский человек склонен к религиозным и идеологическим воззрениям, мечтам, иллюзиям, идеализированным героическим традициям. Утопические надежды и стремления принимаются за чистую правду и т.д. и т.п. Я думаю, что в данном случае описывается поведение, которое встречается в более или менее ярко выраженной форме и в других странах, и которое в какой то мере влияет на работоспособность рыночной экономики, однако, не в первую очередь на отношение людей к ее внедрению. Часто утверждают, что в России якобы происходит глорификации западного стиля жизни, что восхищаются возможностями потребления людей на западе, западными продуктами, западным искусством и т.д. Почему тогда не восхищаться и рыночной экономикой. Наконец, утверждают, что русский национализм, православная церковь и коммунисты заключили своеобразный пакт. Все эти течения якобы враждебно настроены к западу и убеждены в том, что Россия должна идти по собственному пути, который не только отличается от западного, но в конечном итоге является и лучшим. Эти направления объединяет враждебное отношение к западу и его образу жизни, они отличаются тем, что они ставят акцент на нацию и класс. Таким образом, они занимают противоположные позиции по сравнению с индивидуализмом, ценностными представлениями о самоопределении человека и субсидиарности государства. Так, например, программа коммунистической партии 1995 года констатирует, что Россия может построить свое будущее только на базе традиционных культурных и моральных ценностях, таких как коллективизм, патриотизм, стремление к возвышенным идеалам правды, добра, справедливости и равенства всех граждан. 5. Возможности и пределы для достижения или интенсификации степени принятия рыночной экономики в России Если скептики правы, то в России с эмоциональной точки зрения существует ее большая опасность отвержения рыночной экономики, чем в других странах. Продвижение принятия рыночной экономики населением, поэтому должно опираться на достигнутые результаты и их восприятие, а также на передачу знаний - т.е. на когнитивную сторону. С точки зрения эмоций людей принятие рыночной экономики - хотя бы на короткие и средние сроки - очевидно, находится под угрозой, и будет трудно создавать положительное отношение благодаря целенаправленным мероприятиям в этой области. Быстрее всего можно бы, наверное, достигнуть положительного влияния на принятие рыночной экономики за счет улучшения условий жизни людей. В течение пятидесятых и шестидесятых годов там все больше и больше росла поддержка рыночной экономики благодаря быстрому росту уровня жизни. Кажется, что распространение знаний, т.е. объяснение взаимосвязей между структурой и результатами экономической системы, менее действенный путь, так как на передачу знаний требуется больше времени. Чем на восприятие положительных результатов. На короткие сроки экономические знания нужно передавать тем. Кто определяет хозяйственную политику (правительству, управленческим структурам, партиям), так как качество экономической политики определяет результаты экономической системы и таким образом и отношение населения к ней. Что касается распространения экономических знаний среди населения, то здесь. По всей вероятности, успеха можно добиться только через определенный промежуток времени. Решающим фактором для достижения успеха в этой области будет, в какой степени удастся “подавать” доктрину рыночной экономики в популярной форме, т.е., отображать ее в простой и убедительной форме и объяснять кажущиеся противоречия между доктриной и реальной практикой. Таким образом, инструментами для продвижения положительного отношения к рыночной экономике являются: 1. улучшение экономических рекомендаций политикам; 2. широкая инициатива по усилению экономического образования; 3. улучшение имиджа путем мероприятий по социальному маркетингу. Заключительные замечания Я считаю возможности краткосрочного продвижения принятия рыночной экономики в России ограниченными. Однако, на более продолжительную перспективу экономическая наука может сыграть определенную роль при достижении положительного отношения к рыночной экономики, хотя нельзя умалять возникающие при этом трудности. Но этот факт не должен отпугивать нас. В конечном итоге, мне кажется, предпосылки для принятия рыночной экономики в России не намного хуже, чем в других бывших социалистических странах. А также на западе, где рыночная экономика до сих пор остается непонятой и системой, которую не любят, но принимают, потому что большинство людей более или менее довольны ее результатами, и в прочем, они не видят альтернативы к ней.
|